Попова Елена Владимировна

Результаты социологического исследования отношения москвичей к положению детей в современной России

Оглавление

1.1        Введение.................................................................................................................................. 3

1.1.1     Программа и методика социологического исследования...................................... 3

1.1.2     Основные демографические  данные  респондентов и модель выборки.............. 3

1 . Глава.  Линейка ответов москвичей на вопросы анкеты для исследования положения детей в России........................................................................................................................................................ 4

1.1. Продолжение паспортички................................................................................................ 4

1.1.3     Сфера деятельности респондентов.............................................................................. 4

1.1.4     Семейное положение......................................................................................................... 5

1.2        Ценностные ориентации и убеждения респондентов............................ 5

1.2.1     Распределение  респондентов по ответам на несколько личных вопросов....... 6

1.2.2     Духовные убеждения москвичей..................................................................................... 6

1.2.3     Политические ориентации.............................................................................................. 9

1.2.4     Личные убеждения............................................................................................................. 9

1.2.5     Симметричный взгляд на убеждения детей и родителей.................................... 10

1.3        Воспитание в социуме............................................................................................... 11

1.3.1     Чем отличается воспитание современных детей в России?.............................. 11

1.3.2     Трудно ли растить ребенка и от чего это зависит?............................................. 11

1.3.3     Идеология и воспитание................................................................................................ 12

1.3.4     Проблема ранних браков................................................................................................ 14

1.4        Воспитание и насилие................................................................................................ 14

1.4.1     Допустимо ли насилие в семье и какого вида?........................................................ 14

1.4.2     Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия.    15

1.5        Каким должно быть вмешательство государства в дела семьи в интересах детей?    16

1.5.1     Границы вмешательства государства...................................................................... 16

1.5.2     Необходимость вмешательства в процессы образования и лечения детей... 17

1.6        Как должна быть организована экономическая помощь семьям с детьми?    18

1.6.1     Кто должен оказывать помощь?............................................................................... 18

1.6.2     Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми............................... 18

1.6.3     Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной семье?.................. 18

1.6.4     Не ограничить ли безграничность помощи семье?................................................ 19

1.6.5     Следует ли помогать одаренным детям?................................................................. 20

1.6.6     Как помогать семьям с детьми-инвалидами?......................................................... 20

1.7        Какие меры должно принять государство по решению проблемы детей, лишенных семьи, и других социально неблагополучных детей?........................................................................ 20

1.7.1     Основные направления..................................................................................................... 20

1.7.2     Оценки аборта: трудности кардинального решения............................................ 21

1.7.3     Будущее социального сироты...................................................................................... 22

1.7.4     Степень участия церкви в судьбе детей-сирот...................................................... 22

1.8        Какие меры должно принять государство для улучшения здоровья детей и сокращения числа детей-инвалидов?........................................................................................................................... 23

1.8.1     Оценка традиционных общих мер............................................................................... 23

1.8.2     Возможные меры для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами 23

1.8.3     Возможные меры по содействию рождения здоровых, талантливых детей 25

1.9        Из чего надо исходить, решая все рассмотренные вопросы:......... 26

2.     Глава. Воспитание в социуме и от чего оно зависит............................... 26

2.1        С какими факторами связаны трудности воспитания ребенка? 26

2.2        От чего зависит воздействие идеологии на подрастающее поколение ?  26

2.3        Отношение к ранним бракам................................................................................. 27

3.     Глава. Воспитание и насилие........................................................................................ 27

3.1        Оценки допустимости насилия в семье........................................................ 27

3.2        Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия. 27

4.     Глава. Каким должно быть вмешательство государства в дела семьи в интересах детей?         27

4.1        Границы вмешательства государства......................................................... 27

4.2        Необходимость вмешательства в процессы образования и лечения детей   27

5.     Глава. Как должна быть организована экономическая помощь семьям с детьми?   27

5.1        Кто должен оказывать помощь?......................................................................... 27

5.2        Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми............ 27

5.3        Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной семье? 27

5.4        Не ограничить ли безграничность помощи семье?................................ 27

5.5        Следует ли помогать одаренным детям?.................................................... 27

5.6        Как помогать семьям с детьми-инвалидами?........................................ 27

6.     Глава. Какие меры должно принять государство по решению проблемы детей, лишенных семьи, и других социально неблагополучных детей?...................................................... 28

6.1        Основные направления............................................................................................. 28

6.2        Оценки аборта: трудности кардинального решения............................ 28

6.3        Будущее социального сироты.............................................................................. 28

6.4        Степень участия церкви в судьбе детей-сирот........................................... 28

7.     Глава. Какие меры должно принять государство для улучшения здоровья детей и сокращения числа детей-инвалидов?............................................................................................. 28

7.1        Оценка традиционных общих мер..................................................................... 28

7.2        Возможные меры для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами     28

7.3        Возможные меры по содействию рождения здоровых, талантливых детей 28


 

 

1.1     Введение

1.1.1     Программа и методика социологического исследования.

 

С ноября 2003г. по апрель 2004г.  было проведено изучение общественного мнения о статусе ребенка в современной России.

Цель исследования - выявить отношение населения московского региона к этой проблеме.

Исследование осуществлено методом анкетирования. Анкета, разработанная в соответствии с поставленными задачами, представлена в приложении 1. Часть вопросов анкеты имеет открытый и полузакрытый характер, чтобы выявить мнение респондентов, не навязываемое им жесткой формой анкеты и не зарегистрированное в пилотажных исследованиях.

Исследование проведено в Москве и Московской области.

Опрошено 366 респондентов в Московском регионе (они и явились непосредственным объектом исследования). Случайность отбора респондентов обеспечена достаточно надежно. Исследование проведено  с применением при сборе первичных данных методики “снежного кома” до получения выборки с устойчивыми данными по основным демографическим показателям. После запланированного ремонта выборки по двум признакам (полу и возрасту) это позволяет получить результаты с 3%-ой предельной ошибкой для дихотомических вопросов (при 95%-ой вероятности).

 

1.1.2     Основные демографические  данные  респондентов и модель выборки

 

Распределение респондентов по полу в настоящем исследовании таково: 

 мужчин - 43% и 57%женщин

По возрасту

15-18                                          2%

18-24 лет                                  12

25-34                                         14

35-49                                         23

50-59                                        18

60 и более                                30

 

Перекрестная таблица

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

15 - 24

25-34

35-49

50 и бол

 

 

Пол

муж

 

35

32

51

17

 

135

 

жен

 

47

41

83

57

 

228

Итого

 

 

82

73

134

74

 

363

 

Квоты москвичей по полу и возрасту в настоящее время распределяются так:

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

15 - 24

         25-34

35-49

   50 и бол

 

 

Пол

муж

 

4

4

6

10

 

24

 

жен

 

4

              4

7

17

 

32

Итого

 

 

8

8

13

27

 

56

1 квота (доля) = 130000 трудоспособных москвичей с пенсионерами (по возрасту).

См. Москва в 1992-2002 гг. Краткий статистический справочник. М. 2003.

 

Согласно двухфакторной квотной модели население московского региона после необходимого ремонта нашей выборки представлено в таких пропорциях:

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

Всего

 

 

 

15 - 24

         25-34

35-49

   50 и бол

 

 

Пол

муж

 

48

48

72

120

 

288

 

жен

 

48

             48 

84

204

 

384

Итого

 

 

96

96

156

324

 

672

1 респондент этой выборочной модели представляет  1100 москвичей.

 

1 . Глава.  Линейка ответов москвичей на вопросы анкеты для исследования положения детей в России.

1.1. Продолжение паспортички

1.1.3     Сфера деятельности респондентов

 

По сфере деятельности респонденты распределились так

(указаны %% по всей выборке)  :

 

основная

дополнительная

государственное или муниципальное  предприятие

 

 

чиновник

3

 

администрация предприятия

6

 

другой служащий-«бюджетник»

25

2

рабочий 

8

 

крупная  частная фирма

 

 

владелец

0

 

менеджер высшего звена

2

 

остальной наемный персонал

10

 

мелкое или среднее частное предприятие

 

 

владелец

1

 

наемный персонал

16

3

«свободный художник»

1

 

студент

8

3

Здесь и далее сумма может отличаться от 100%  из-за погрешностей при округлениии (до целых процентов).

 

На вопрос «Связана ли Ваша работа с детьми?» ответили 92% респондентов, из них

у 84% респондентов работа непосредственно не связана с детьми, только 8% ответили положительно на этот вопрос и у 7% работа связана с детьми косвенно.

 

На вопрос о стаже работы с детьми всего ответили 12% респондентов, из них:

лет

валидный % ответов

до 5

22

6-10

29

11-20

7

21-30

23

31-40

18

 

1.1.4     Семейное положение

Реальное семейное положение         (валидный % из 88% ответивших):       

 а) состоят  в первом браке                            56

 б) состоят  во втором браке                           15

 в) состоят в третьем браке  (и более)                  3

 г) разведены                                           7

 д) не состоят в браке                                 19

 

Количество детей

(абс %)

у респондентов

(из 77% отв)

и их родителей

(из 91% отв)

1

37

19

2

34

37

3

5

18

4

0.3

3

5

0

4

6

0

4

7

0

4

 

Были ли разведены Ваши родители?

Ответили 97%, из них -

   да,                                   16%

   нет,                                  82%

   затрудняюсь ответить                   2%                       

 

Сколько времени в неделю Вы проводите в общении со своими несовершеннолетними детьми и внуками (ответили 43%):

часов

Абс. %

0-10

12

11-20

7

21-30

8

31-40

6

41-50

2

51-60

3

61-70

2

 

1.2     Ценностные ориентации и убеждения респондентов

 

1.2.1     Распределение  респондентов по ответам на несколько личных вопросов.

 

Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети (нынешние или будущие) были на Вас похожи?

Ответили 97% следующим образом (% из ответивших):

Да                  

27

Скорее да, чем нет      

44

Скорее нет            

7

Нет                  

9

Затрудняюсь ответить   

14

 

На вопрос «Как Вы относитесь к тому, как воспитывали Вас?»

ответили 89% (% из ответивших):

 

Я стараюсь воспитывать своих детей так же                        14%

В чем-то воспитываю так же, в чем-то – по-другому             72

Я стараюсь воспитывать своих детей по-другому                 14

 

На вопрос «У Вас было счастливое детство?»

ответили 99%  (% из ответивших):

                                                          

   да                                               62%                                       

  нет                                               17

  затрудняюсь ответить                21

 

1.2.2     Духовные убеждения москвичей 

 

Верующими себя назвали 76% москвичей, нет – 19% и 5% затруднялись ответить. 10% москвичей назвали себя атеистами, 6% - агностиками (% от общего числа).

 

Ответы верующих респондентов Москвы распределились следующим образом:

На вопрос «относите ли Вы себя к конкретной церкви?»

- «да» ответили и отметили, что это:

                                                 православие  -                                                  61%

                                                 другая христианская конфессия   -                 0,4%

                                                 ислам    -                                                            5%

                                                 другая религия      -                                          0,5%

- «я христианин, но не принадлежу к конкретной церкви»  -    10%

- «я не отношу себя ни к одной конфессии»                          -    2%

Здесь и далее ответы, имеющие значения менее 3%, приведены лишь для ориентирования и сравнения (как было указано в методическом разделе, точность менее 3% статистически не обеспечена).

 

Распределение 73% полученных ответов на вопрос

 “ Является ли Ваша религия традиционной?”

ответы

%

1 - Да, это религия моих предков

68

2 - Мои предки были другой веры, но эта религия традиционно распространена там, где я живу

1

3 - Это новая для наших мест религия, но в мире она имеет многовековую традицию

0

4 - Это сравнительно новое религиозное течение (возникло в прошлом веке)

0

5 - затрудняюсь ответить

4

 

 

Меняли ли Вы свои религиозные убеждения?

ответы (из 76% полученных при опросе)

%

1 - Нет

62

2 - Я стал верующим и с тех пор не менял убеждений

12

3 - Я менял религиозные убеждения в религиозных поисках

2

 

 

 

Поддерживаете ли Вы идеи секуляризма

 (отделения церкви от государства)?

 

ответы

% от всех респондентов

 

1 - Да, во всех сферах жизни

23

 

2 - Нет, религия должна тесно взаимодействовать с государством во всех сферах деятельности.    

29

 

3 - В некоторых сферах да, в некоторых – нет

34

в том числе:

да

нет

 

При выработке культурной политики

27

12

 

В образовании

24

11

 

При выборе общегосударственных и местных праздников

22

14

 

В государственной идеологии

19

18

 

При разработке законодательства

17

14

 

В государственной символике, на официальных мероприятиях

16

13

 

По вопросам политики государства по религиозным  вопросам в образовании получены такие ответы

 

Какой принцип Вы считаете правильным?

ответы (из 93% полученных при опросе)

%

1 - Государство не должно поддерживать преподавание ни одной религии, ни атеизма

24

2 - Государство должно поддерживать религиозное образование для всех зарегистрированных религиозных общин

15

3 - Государство должно поддерживать религиозное образование только для основных конфессий, традиционных для населения

27

4 - Государство должно обеспечивать распространение научных взглядов, а не религии

26

 

Кто должен выбирать вид религиозного образования (ответили 91% москвичей, из них - )

 

Родители или опекуны ребенка                   50%  

Дети                                                               38%  

Общество                                                        2%   

Федеральное министерство образования     1%    

Местные власти                                              0     

 

Те 38% респондентов, кто считает, что вид религиозного образования должны выбирать дети, так ответили на вопрос «С какого возраста дети могут выбирать вид религиозного образования» (валидный % полученных ответов):

до 10 лет

10

11-14

15-16

17-18

18 и более

7%

13

29

26

17

8

 

Какое высказывание Вам ближе?

ответы

(всего получено 97%)

валидный %

 

1 - Главная ценность – человеческая личность, ее свобода и права. Интересы общества, большинства не могут быть основанием для нарушения прав одного человека или какого-либо меньшинства.

44

2 - Иногда необходимо  подняться над уровнем даже законных личных интересов ради того, что общество  считает более важным. Общественные интересы выше частных интересов отдельной личности, ради благополучия (материального и духовного) всего общества (или большинства)  допустимо поступиться интересами отдельных лиц или меньшинств

4

3 - Необходимо пытаться соблюдать равновесие, гармонию интересов личности и общества, меньшинств и большинства, не подавляя чрезмерно личность и меньшинства,  но и не  абсолютизируя их прав в ущерб интересам всего общества

52

 

Что для Вас «права человека» ?

ответы

(получено 98%)

%

валидных ответов

1 - абсолютная ценность, достижение цивилизации; их соблюдение – важнейшее условие достойной жизни

67

2 - неплохая вещь, но их не надо абсолютизировать, от абсолютизации только вред; пусть ими юристы занимаются, разрабатывая конкретные механизмы защиты человека в конкретных ситуациях

22

3 - ошибочная, вредная концепция

0

4 - лицемерие, орудие Запада в глобалистской экспансии, в том числе – в России

9

5 - другое

1

 

1.2.3     Политические ориентации

 

 Ваши политические убеждения, какие идеи в политике Вы поддерживаете (можно было выбрать несколько вариантов)

ответы

общий %

Социал-демократия

33

Либерализм

12

Коммунизм

8

Национализм

4

Монархизм

4

Евразийство

3

Анархизм

0.3

другое

6

У меня в данный момент нет четких политических убеждений

36

 

Как Вы сами определяете свое положение в политическом спектре (общий % из 75% полученных ответов)

Левый

Центрист

Правый

радикально 

умеренно   

чуть левее центра

 

чуть правее центра

умеренно   

радикально 

1

9

6

42

6

5

1

Затруднялись ответить  6% .

 

1.2.4     Личные убеждения

 

Что еще Вы можете назвать своими убеждениями?

(можно было выбрать несколько вариантов)

ответы

общий %

Честность

62

Стремление к  справедливости

52

Веру в семейные ценности

43

Неприятие насилия

34

Патриотизм

33

Интеллигентность

23

Свободолюбие

19

Толерантность (терпимость)

15

Приверженность традициям

13

Веру в ценности культуры

11

Рационализм, веру в науку

8

Солидарность, стремление к братству

7

Прагматизм

5

Эгалитаризм (стремление к равенству)

4

другое

1

 

Как Вы ответите на «вечный» вопрос Достоевского: можно ли строить счастье человечества (или общества) на слезе одного ребенка?

ответы

% к итогу

Так уж устроен мир – кто-то всегда страдает, и ничего тут не поделаешь

15

Да, можно - общество состоит из многих конкретных людей, в том числе детей, и, если нет другого выхода, благополучие многих можно оплатить ценой страданий некоторых

2

Нет, цель никогда не оправдывает средства

30

Не дай Бог мне оказаться перед такой дилеммой

41

Вопрос слишком абстрактный

24

 

1.2.5     Симметричный взгляд на убеждения детей и родителей

 

Разделяют ли Ваши дети Ваши убеждения?

ответы

(всего получено 85%)

 

валидный %

Да, во всем

7

В основном да

53

В некоторых вопросах

33

В основном нет, но наши взгляды не антагонистичны

4

Нет, наши убеждения противоположны

2

 

Разделяют ли Ваши родители Ваши убеждения?

ответы

(всего получено 84%)

 

валидный %

 

 Да, во всем

6

 

В основном да

55

 

В некоторых вопросах

33

 

В основном нет, но наши взгляды не антагонистичны

4

 

Нет, наши убеждения противоположны

2

 

1.3     Воспитание в социуме

1.3.1     Чем отличается воспитание современных детей в России?

 

Чем больше всего отличается воспитание современных детей в России? (могло быть дано несколько ответов)

ответы

Абс. %

 

новые требования к развитию  ребенка:

65

 

его подготовка к жизни в конкурентных условиях рынка

43

 

его подготовка к жизни в мире высоких технологий

22

 

воздействие СМИ, рекламы

48

 

изменение  моральных ценностей, в том числе

47

 

«общечеловеческие ценности»

24

 

сексуальная свобода

21

 

культ силы

11

 

индивидуализм

7

 

религия

7

 

прагматизм

6

 

меркантилизм

4

 

Влияние информатизации,  компьютеризации

44

 

наркотики

29

 

преступность

27

 

агрессивность

19

 

изменение политики государства  по отношению к детям 

16

 

трансформация семьи

7

 

 

1.3.2     Трудно ли растить ребенка и от чего это зависит?

Как Вам кажется, труднее ли сейчас вырастить ребенка психологически и морально полноценным,

Абс. % полученных ответов

да

нет

З.о.

чем 20 лет назад?

68

3

0

Чем в сталинские времена?

20

3

0

Чем в 19 веке?

20

3

1

 

Какие факторы для Вас важны при ответе на предыдущий вопрос - выберите наиболее важные и оцените влияние сегодня -  положительно (+) или отрицательно (-)

 

Абс. % полученных ответов

(+)

(-)

Большее уважение прав ребенка, особенно в школе

46

5

Принятие официальной идеологией общечеловеческих ценностей, прав человека

44

4

Не надо приучать ребенка к лицемерию – дома говорить одно, а в школе другое

41

11

Отсутствие преследования по идеологическим причинам

38

7

Свобода религии

37

6

Толерантность (терпимость)

33

8

Интернет, компьютерные игры

32

15

Отсутствие единых жестких образовательных стандартов

18

24

Отсутствие единой четкой идеологии в государстве

17

50

Снижение уровня культуры

13

56

Отсутствие социальной справедливости

12

46

Культ богатства

11

42

Падение морали

11

59

Проповедь сексуальной свободы для подростков

10

52

Снижение патриотизма

9

50

Расслоение общества

9

56

Криминализация общества

9

58

Снижение требований к ребенку

8

35

Распространение наркотиков

8

63

Пропаганда насилия

7

50

Активное внедрение американских стандартов средствами массовой информации

7

56

Воздействие рекламы

6

50

 

1.3.3     Идеология и воспитание

 

Сначала зададимся общим вопросом:

Возможно ли воспитание без идеологии, без «модели человека»?                    

да

нет

З.о.

валидный % ответов

12

72

14

Отвечали 98% респондентов.

 

Как Вы оцениваете современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение? Абсолютный % ответов:

 7%    - положительно, 

 63%   - отрицательно,

      29%   - затрудняюсь ответить 

 

Если с существующей идеологией дела обстоят плохо, то поищем ей замену. Может быть марксистскую и буржуазную идеологию заменить на религию?

 

Как вы относитесь к религиозному воспитанию?  

Абс. % ответов

(+)

з.о.

(-)

в религиозных школах

63

8

10

в семье

51

18

15

в государственных учебных заведениях

20

11

42

 

   Способствует ли наличие идеологических убеждений у родителей нормальному воспитанию ребенка?

 

Абс. % ответов

Да

46

Не всегда, это зависит от:

 

терпимости родителей

19

приемлемости их взглядов для большинства населения

16

радикализма родителей

10

других факторов

7

Нет

11

 

С какого возраста от ребенка можно требовать толерантности (терпимости)?

с таких лет:

валидный % (из 72 абс%)

до 2

12

3

23

4 - 9

29

10

12

11-16

16

>16

9

 

 

никогда (абс.%)

20%

 

Наблюдаете ли Вы стремление детей к идеологии?

 

Абс. % ответов

Не замечал

64

Наблюдаю

31

 

 Если наблюдаете, то в какой форме?

(могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. % ответов

 

индивидуальное стремление, не оформленное организационно

14

 

В детских организациях, создаваемых «сверху» при  участии официальных структур

4

 

В организациях, создаваемых взрослыми «волонтерами»

2

 

В стихийных детских организациях, создаваемых самими детьми

7

 

Во взаимодействии детей со взрослыми организациями, не вписывающимися в рамки закона (преступность, экстремизм)

6

Всего ответили 33% респондентов.

1.3.4      Проблема ранних браков

Если две трети москвичей не замечают стремление детей к идеологии,то может быть она им и не нужна: пусть живут органично, традиционно, постаринке – женятся пораньше и все само собой образуется как надо?

Спросим, однако:

Как Вы относитесь к ранним бракам?

 9%   - положительно,  

 70%   - отрицательно, 

 20%   -  з/о

На этот вопрос ответили 99% респондентов.

Такое воспитание москвичам тоже не понравилось. При этом еще могут быть и дети.

1.4     Воспитание и насилие

1.4.1     Допустимо ли насилие в семье и какого вида?

Еще один трудный вопрос, от которого многие хотели бы спрятаться:

Возможно ли воспитание без насилия?

да

нет

З.о.

% ответов

74

19

7

 

     А если уточнить:

 

Согласны ли вы, что если ребенка не развивать, не дать ему хорошего образования, не привить ему моральные ценности – это причиняет ему вред, лишает его полноценного будущего и, по существу, тоже является насилием?  

да

нет

З.о.

% ответов

77

13

10

 

Так это совсем другое дело.

Но уточним еще детальнее:

Допустимы ли перечисленные ниже виды насилия в семье, если они осуществляются с благими целями? Обведите да или нет отдельно для мальчиков, отдельно для девочек, где считаете нужным, укажите возраст, когда это применимо.

(абсолютные проценты)

Вид насилия

Пол ребенка

Возраст*

 

муж

жен

лет

% ответов

да

нет

да

нет

От-до

телесные наказания

20

66

13

67

3-10

ругань

52

33

43

35

3-16

унижение

2

78

1

74

1-17

завышенные требования в учебе и пр.

32

44

34

38

7-17

лишение большой части свободного времени ради:

 

 

 

 

 

 обучения и интеллектуального развития,

57

21

53

20

7-17

любительского спорта и физического развития,

50

22

38

27

5-17

ранней профессионализации (музыка, балет, профессиональный спорт, математика и пр.)

43

27

43

24

5-16

помощи родителям, работы по дому

52

23

50

21

7-18

контроль круга общения ребенка

75

12

70

12

7-18

контроль его времяпровождения

75

11

71

11

7-18

жесткое религиозное воспитание

4

73

4

68

1-18

*В столбце «возраст» указаны средние числа приведенных в анкете лет

 

Может ли слово ранить ребенка сильнее, чем побои?  

да

нет

З.о.

валидный % ответов

96

1

3

Ответил на вопрос 91% москвичей.

1.4.2     Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия.

 

Уточним границы, когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия.

С каким утверждением Вы согласны?

ответы

Абс %

такое вмешательство должно проводиться только в исключительных случаях

61

оно должно быть широко распространено

26

 затрудняюсь ответить

13

 

Существуют ли общие формальные границы вмешательства  для всех семей?

ответы (из 95 %)

валидный %

да

28

нет,  они зависят от их культурных традиций, психологических особенностей ребенка и пр.

72

 

Что следует учитывать при определении, следует ли государству вмешаться?

(могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. %

угрозу физическому здоровью ребенка

78

образ жизни родителей,

54

психологическое состояние ребенка

52

вид насилия,

39

степень насилия,

30

социальный статус родителей,

11

мотивацию

6

 

Что должен сделать прохожий, который увидел ребенка за каким-то опасным занятием? (могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. %

 пройти мимо,

3

отругать,

34

отшлепать,

0,4

сообщить представителям государства (милиция, школа и пр.)

31

сообщить родителям

54

 

Какого наказания заслуживают родители, дети которых получили увечье или погибли от домашнего насилия (на этот открытый вопрос ответили 83% респондентов)

 

валидный % ответов

лишения родительских прав

3

уголовного наказания

74

высшей меры (казнь или пожизненное заключение)

15

другое

8

 

 

1.5     Каким должно быть вмешательство государства в дела семьи в интересах детей?

1.5.1     Границы вмешательства государства

Границы, в которых государство может вмешиваться в процесс воспитания в «средней», «нормальной» семье:

ответы

валидный %  ответов

(из 98% полученных при опросе)

Государство не должно вмешиваться без крайней необходимости

58

Государство может и должно вмешиваться, если есть малейшие для этого показания

28

Государство должно контролировать процесс воспитания в семье регулярно.

14

 

Для уточнения предыдущего вопроса требуется определить,

«Что надо учитывать при определении «нормальности» семьи?»

(можно было выбрать несколько вариантов ответов)

ответы

% к итогу

образ жизни родителей

73

их социальный статус,

22

состояние ребенка (физическое и психологическое)

19

состав семьи (полная или неполная семья)

15

религиозную принадлежность родителей

12

поведение ребенка (в школе и т.д.)

9

1.5.2     Необходимость вмешательства в процессы образования и лечения детей

Если государство не должно вмешиваться в дела семьи, то как решать проблемы образования и лечения детей? Приведем полученные ответы на  наиболее актуальные вопросы.

 

Каков должен быть минимальный образовательный стандарт, обязательный для ребенка вне зависимости от желания родителей  (и его самого)?

ответы

%

школа

54

ПТУ или техникум

28

вуз

19

Из назвавших школу   59% написали, что необходимы 11 классов, 14% - 10 классов, 27% - 9 и до 9 классов.

 

Могут ли родители отказаться лечить ребенка?

ответы   (общий %)

да

нет

в случае, если лечение лишь продлевает мучения безнадежно больного ребенка,

56

2

из экономических соображений (лечение подрывает семейный бюджет), 

7

2

по религиозным соображениям,

2

1

из-за отсутствия свободного времени (сильной занятости на работе),

2

2

нет, не могут  ( дописанный ответ)

 

18

 

С какого возраста сам ребенок может отказаться от лечения? 

Ответило 75% респондентов (далее приведен валидный % ответов):

до 14 лет

15-16

18

20

старше 20

8%

18

56

7

11

Некоторые шутники указали 40 и даже 100 лет.

А если в большинстве случаев родители не могут отказаться учить и лечить ребенка, а сам ребенок может отказаться от лечения только после 18-20 лет (когда он и не ребенок уж вовсе), то не пойти ли с поклоном опять же к государству с воплем о помощи. Государство же сидит у разбитого с помощью 58% респондентов корыта наших школ и больниц с нищими учителями и врачами. Так кому вопим?

 

1.6     Как должна быть организована экономическая помощь семьям с детьми?

1.6.1     Кто должен оказывать помощь?

Кто в первую очередь должен оказывать помощь?

(ответили 99%)

ответы

валидный %

государство

91

частные благотворительные фонды

8

церковь

1

Государство должно помогать и не вмешиваться (как в рекламе сока «А ты налей и отойди», пусть ребенок хоть лопнет).

1.6.2     Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми

 

Сначала определимся с общим вопросом «Какой путь приоритетнее?»:

(ответили 99%)

ответы

валидный %

социальная помощь необеспеченным семьям с детьми,

11

повышение уровня жизни большинства «нормальных» семей (за счет достойной платы каждому за его труд) и сокращение социальных расходов.

31

комбинация этих двух подходов

58

 

Какой стратегии помощи семьям с детьми следует придерживаться сейчас в России?

(ответили 100%)

ответы

валидный %

помогать самым бедным семьям ,

7

помогать бедным семьям, кроме семей алкоголиков и пр.,

7

помогать всем семьям, чей доход не позволяет дать полноценное развитие ребенку, хотя и не находится ниже официальной черты бедности (большинство бюджетников и пр.)

67

помогать всем семьям, кроме самых богатых

16

не помогать никому

3

 

1.6.3     Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной семье?

 

Кому отдать приоритет?

(ответили 96%)

ответы

валидный %

многодетной семье

63

среднедетной семье

37

 

Как Вы оцениваете многодетность в России в современных условиях?

ответы

%

Это способ решения демографической проблемы

44

Это - моральная и религиозная норма

31

Путь к снижению образовательного и интеллектуального уровня населения

18

Путь к изменению этнического состава населения

12

 

Какое количество детей в российской семье следует сейчас признать оптимальным и поощрять? 

ответы

%

любое

28

чем больше, тем лучше

6

от   и   до               (валидный % от 60% и 61% ответивших)

от

1

32

до

1

3

 

2

55

 

2

22

 

3

12

 

3

46

 

 

 

 

4

13

 

 

 

 

5

13

 

 

 

 

6

1

 

 

 

 

10

1

 

Значит,помогать надо многодетной семье с 2-3 детьми. А что тогда назвать среднедетной семьей, которой респонденты не спешат помогать?

 

1.6.4     Не ограничить ли безграничность помощи семье?

Если у государства на всех средств не хватает, то можно задать вопрос «Разумно ли ввести зависимость помощи семье»

 

валидный % ответов

общий % ответивших

 

да

нет

З.о.

от посещения школы детьми школьного возраста

30

40

30

60

от успехов в школе старших детей, их достижений в олимпиадах, конкурсах и пр.

42

29

29

73

от их взаимоотношений с обществом (правонарушения и пр.)?

37

36

27

72

(з.о. – затрудняюсь ответить)

Видно весьма неожиданным оказался этот вопрос даже для москвичей: только 60-73% нашлись, что ответить; да и из них 27-30% написали «не знаю» мол.  Лишь  30-42% поддержали эту «революционную» идею, правда, столько же сказало «нет», сомневаясь, видимо, в механизме ее реализации.

 

1.6.5     Следует ли помогать одаренным детям?    

Следует ли помогать одаренным детям?     

да

нет

з.о.

% ответов (из 99%)

87

5

7

 

Если да, то каких детей признать заслуживающими поддержки по этому признаку? (могло быть дано несколько ответов)

ответы

%

победителей олимпиад по различным предметам,

47

 

музыкантов, художников и пр.

43

 

спортсменов,

40

 

отличников,

30

 

всех одаренных  (дописано)

16

 

 

1.6.6     Как помогать семьям с детьми-инвалидами?

ответы (из 100% ответивших)

% ответов

как всем, на общих основаниях

2

несколько больше

30

значительно больше, чем остальным семьям

68

 

 

1.7     Какие меры должно принять государство по решению проблемы детей, лишенных семьи, и других социально неблагополучных детей?

1.7.1     Основные направления

Выбор из списка основных направлений, на которые должны быть направлены усилия:

 (могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. % ответов

улучшение условий жизни среднего россиянина,

56

совершенствование помощи непосредственно этим детям, на них надо тратить больше внимания, денег,

48

борьба с алкоголизмом, наркоманией

37

 более жесткая чем

29

 существующими гуманными методами

4

улучшение морального климата в стране, в том числе

30

применением запретных мер – цензуры, наказания распространителей «вредных» идей,

13

путем проповеди, социальной рекламы  и пр.

4

Развитие системы социальной помощи неблагополучным семьям,

27

повышение роли школы в целом и в частности:

24

повышение социального статуса учителя за счет увеличения оплаты его труда,

25

повышение квалификации учителей,

23

повышение оснащенности школы современными средствами обучения – компьютеры, доступ в Интернет,

13

привлечение в школу мужчин.

12

повышение социального статуса учителя с помощью пропаганды на телевидении и пр.,

5

уменьшение нагрузки на учителя,

4

помощь семье,

23

наказание родителей, дети которых оказываются на улице, совершают преступление

20

уголовное

24

материальное (штрафы, лишение пособий и пр.)

10

изменение положения женщин и в частности:

18

надо повысить социальную защищенность женщины-матери

30

надо вернуть женщину в семью, отбросив феминистские выдумки о равноправии

5

женщина должна быть главной в семье

4

надо стремиться достичь полного равноправия женщин

4

меры по предотвращению рождения социальных сирот,

 в том числе:

14

стерилизация взрослых (мужчин и женщин) - «поставщиков» этих детей: алкоголиков, наркоманов, больных СПИДом, проституток, тех, кто уже оставил детей в детдоме (особенно неоднократно) или лишен родительских прав, судим за жестокое обращение с детьми, сексуальное насилие над ними  и пр.

26

убеждение и психологическое воздействие на женщину с целью прерывания беременности  в случае, если ребенок заведомо окажется на попечении государства

10

принудительные аборты в этом случае,

3

повышение роли религии в жизни общества,

9

усложнение процедуры развода для семей с детьми,

6

другое

2

1.7.2     Оценки аборта: трудности кардинального решения

На эти трудные вопросы ответило 90% респондентов.

 

Как Вы относитесь к абортам?

На ранних стадиях беременности

Абс. % ответов

Их надо запретить

7

Их можно разрешить лишь по строгим медицинским показаниям (угроза жизни или здоровью матери, серьезная болезнь будущего ребенка)

67

Их следует сделать исключительным явлением, требующим особого разрешения

16

и

 

к так называемым «абортам по социальным показани-ям» на поздних стадиях беременности (до 22 недель)

Абс. % ответов

Они оправданны

9

Они допустимы как крайняя мера

42

Они недопустимы

26

Они должны сопровождаться стерилизацией родителей (в принципе, обратимой)

13

1.7.3     Будущее социального сироты

Еще один трудный вопрос:

Как Вы оцениваете будущее социального сироты?

(могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. % ответов

 Государство не может заменить семью, только в семье ребенок имеет высокий шанс стать полноценным членом общества. При этом

51

только усыновление решает проблему

32

семейные детские дома – вполне эффективная мера

19

Он с большой вероятностью станет полноценным членом общества и в детдоме, если там все правильно организовать

28

отсутствие материнской любви в раннем возрасте практически невосполнимо, многих из брошенных детей реально не удастся вырастить нормальными, как ни старайся

20

все зависит в основном от наследственности, а она у этих детей, как правило, не благоприятная

18

многое зависит от того, побывал ли ребенок бес-призорником  на улице, успел ли усвоить ее законы

14

другое

2

1.7.4     Степень участия церкви в судьбе детей-сирот

Какова должна быть степень участия церкви в судьбе детей-сирот:

(могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. % ответов

Церковь может помочь в воспитании их в детских домах

52

Церковные приюты для таких детей могут принести пользу

48

Такие приюты – один из самых эффективных путей психологической реабилитации этих детей, их социальной адаптации

28

Церковь лучше не вмешивать в эти вопросы

11

Ответило 99% опрашиваемых.

 

Если Вы считаете допустимым участие церкви в судьбе детей-сирот, то какие конфессии могут это делать?

 

Абс. % ответов

Все желающие

20

Все зарегистрированные в России

9

Традиционные для России религии

42

Только православная церковь

22

Ответило 93% опрашиваемых.

 

1.8     Какие меры должно принять государство для улучшения здоровья детей и сокращения числа детей-инвалидов?

1.8.1     Оценка традиционных общих мер

Участники нашего опроса следующим образом оценили важность традиционно обсуждаемых мер:

 

Абс. % ответов

 

улучшение здравоохранения

76

 

борьба с алкоголизмом, наркоманией

61

 

улучшение условий жизни среднего россиянина

58

 

улучшение экологии

55

 

развитие детского спорта

28

 

повышение роли морали в обществе

24

1.8.2     Возможные меры для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами

 Несмотря на всю тяжесть обсуждения этих вопросов, необходимо проанализировать возможные меры по прерыванию беременности или стерилизации для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами.

Какие меры в этой области допустимы?

(можно было выбрать несколько вариантов)

 

Абс. % ответов

 

убеждение и психологическое воздействие

42

 

принудительная стерилизация

26

 

принудительные аборты

21

 

экономическое воздействие

(лишение пособий и льгот)

6

 

никакие

22

 

При какой вероятности того, что ребенок родится инвалидом, Вы оправдываете эти меры (сколько шансов из ста)?

Шансы

Абс. % ответов

0-10

5

11-40

5

41-70

14

71-99

19

100

12

затр. отв.

4

На этот вопрос смогли ответить только 59% респондентов.

 

Должны ли влиять на меры в этой области:

(абс. % ответов)

ответы

да

нет

социальный статус родителей,

13

4

их материальные возможности,

27

4

их образ жизни

48

4

 

На открытый вопрос «Какой совет Вы дали бы в такой ситуации близкому человеку?» получены ответы 52% опрошенных лиц (в абс.%):

17 – затрудняюсь ответить,

 3  - рожать,

15 – не рожать, сделать аборт,

6 – подумать

и несколько советов терпеть, надеяться на лучшее, усыновить здорового ребенка и др.

 

Далее идут два больших закрытых вопроса:

 

«Что следует учитывать в первую очередь при принятии решения?»

(можно было выбрать несколько ответов)

 

Абс. % ответов

 

Страдания самого ребенка от тяжелой болезни.

69

 

Его психическое развитие – насколько его можно считать человеком

21

 

Насколько сами родители виноваты в том, что дети родятся больными (не связаны ли их проблемы с алкоголизмом, венерическими заболеваниями и пр.)

15

 

Чувства родителей

14

 

Нежелательность накопления в генофонде нации дефектных генов.

12

 

То, что ребенок все равно не проживет долго.

11

 

Что наше здравоохранение очень небогато, а лечение такого ребенка обойдется дорого, даст мало эффекта и «съест» деньги, которые можно было бы потратить на других детей, на предотвращение их инвалидизации.

11

 

Насколько ребенок может стать социально опасным в будущем

10

 

Что инвалид окажется на всю жизнь на попечении государства и его содержание будет тяжелой обузой.

7

 

Религиозные запреты

4

 

Другое

1

 

Что более приоритетно в этом вопросе

(можно было выбрать несколько ответов)

 

Абс. % ответов

 

право любого человека иметь детей,

24

 

право еще не родившегося ребенка на жизнь,

18

 

его право не родиться, если его жизнь будет мучительна,

45

 

религиозные и моральные устои общества,

5

 

интересы всего общества в целом,

7

 

интересы государства

1

 

Другое

1

1.8.3     Возможные меры по содействию рождения здоровых, талантливых детей

Как Вы относитесь к положительной евгенике – содействию рождения здоровых, талантливых детей,

 а именно, к:

Абс. % ответов

(+)

з.о.

(-)

генетическому тестированию будущих супругов для определения здоровья потенциального потомства.

62

1

5

материальному поощрению рождения детей в семьях, где генетический анализ показывает минимум риска или состояние здоровья, психики и интеллекта родителей и уже имеющихся детей выше среднего.

27

1

9

усовершенствованию генома (наследственности) эмбриона методами генной инженерии

11

1

9

- локальное вмешательство для предотвращения болезни, вызванной дефектом конкретного гена.

9

1

7

- «генная архитектура» - изменение генома с целью улучшения здоровья, умственных способностей, внешнего вида и т.д.

6

1

7

использованию достижений биологии для увеличения числа потомков выдающихся людей

3

1

11

- искусственное оплодотворение через банки спермы (для «размножения» мужчин),

5

1

7

- с помощью пересадки эмбрионов и суррогатного материнства (для «размножения» женщин или специально подобранных пар)

1

1

7

- клонирование выдающихся личностей (если его удастся осуществить достаточно безопасно)

1

1

8

(можно было выбрать несколько ответов)

 

1.9     Из чего надо исходить, решая все рассмотренные вопросы:

Можно было выбрать несколько ответов на этот вопрос об основаниях всех рассмотренных выше многотрудных решений:

 

Абс. % ответов

 

из стремления сделать детей счастливыми

61

 

из соображений морали и религии, в том числе:

 

 

из соображений справедливости

24

 

из милосердия

20

 

обеспечивать равенство возможностей детей

19

 

из религиозных норм

9

 

из современных концепций прав человека и либеральных ценностей

45

 

из общественных интересов

8

 

чтобы обеспечить себе достойную старость

6

 

из традиций

5

 

другое

1

 

2.     Глава. Воспитание в социуме и от чего оно зависит

2.1     С какими факторами связаны трудности воспитания ребенка?

Женщины явно чаще отмечают, что сейчас труднее вырастить ребенка психологически и морально полноценным.

IV4A * IX1 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

IX1

 

Total

 

 

1

2

 

IV4A

1

178

277

455

 

2

10

10

20

 

3

 

1

1

Total

 

188

288

476

 

Трудности связаны с затрачиваемым временем:

Сколько времени в неделю Вы проводите в общении со своими несовершеннолетними детьми и внуками (ответили 43%):

часов

отметили трудности из всех ответивших

0-10

53 из 85

11-20

38 из 55

21-30

50 из 52

31-40

24 из 43

41-50

11 из 16

51-60

18 из 20

61-70

10 из 11

 

Чем больше детей было в семье родителей, тем чаще респонденты отмечают трудности воспитания детей (если в семье было 4-7 детей, то вообще никто не сказал, что растить их нетрудно):

Количество детей

(абс %)

у родителей респондентов

(из 91% отв)

Валидный % ответов «трудно» (из 66% ответивших)

«нетрудно»

1

19

19

2

2

37

40

2

3

18

14

1

4

3

4

 

5

4

5

 

6

4

6

 

7

4

7

 

 

Те москвичи, у кого было (на их взгляд) счастливое детство, чаще говорят, что растить детей  нетрудно:

IV4A * IX15 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

IX15

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IV4A

1

260

108

86

454

 

2

16

1

3

20

 

3

1

 

 

1

Total

 

277

109

89

475

 

Верующие тоже несколько оптимистичнее неверующих:

IV4A * VIII1 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII1

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IV4A

1

359

71

3

433

 

2

18

2

 

20

 

3

1

 

 

1

Total

 

378

73

3

454

 

 

2.2     От чего зависит воздействие идеологии на подрастающее поколение ?

Сначала зададимся общим вопросом:

Возможно ли воспитание без идеологии, без «модели человека»?                    

да

нет

З.о.

валидный % ответов

12

72

14

Отвечали 98% респондентов.

 

Как Вы оцениваете современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение? Абсолютный % ответов:

 7%    - положительно, 

 63%   - отрицательно,

      29%   - затрудняюсь ответить 

 

Большинство респондентов оценивает современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение отрицательно и в то же время считает, что воспитание без идеологии невозможно:

IV1 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IV1

1

4

50

28

82

 

2

21

333

122

476

 

3

21

34

40

95

 

99

 

8

 

8

Total

 

46

425

190

661

 

Причем женщины чаще оценивает современное состояние идеологии отрицательно, а мужчины положительно:

IX1 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IX1

1

32

180

75

287

 

2

17

245

119

381

Total

 

49

425

194

668

 

С возрастом отрицательная оценка состояния идеологии нарастает:

IX2 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IX2

1

2

13

 

15

 

2

6

34

41

81

 

3

8

48

40

96

 

4

9

99

46

154

 

5

11

75

32

118

 

6

13

156

35

204

Total

 

49

425

194

668

 

Причем отрицательно оценивающие состояние идеологии стараются воспитывать своих детей так же, а положительно оценивающие состояние идеологии стараются воспитывать своих детей по-другому:

IX14 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IX14

1

3

47

34

84

 

2

21

273

133

427

 

3

23

46

16

85

Total

 

47

366

183

596

 

Те москвичи, у кого было счастливое детство, чаще оценивают современное состояние идеологии отрицательно, а остальные – положительно.

 

IX15 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

IX15

1

16

276

117

409

 

2

20

80

15

115

 

3

13

68

58

139

Total

 

49

424

190

663

 

Вера коррелирует с положительной оценкой состояния идеологии, а

отрицательная оценка состояния идеологии с неверием:

VIII1 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

VIII1

1

43

312

156

511

 

2

5

90

35

130

 

3

 

1

3

4

Total

 

48

403

194

645

 

Интересна корреляция оценки идеологии с ответами на вопрос о «правах человека»:

VIII7 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

VIII7

1

44

283

117

444

 

2

5

83

59

147

 

3

 

1

 

1

 

4

 

49

10

59

 

5

 

5

2

7

Total

 

49

421

188

658

 

Приведем оценки идеологии лицами различных политических убеждений

 

VIII8A * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

 

 

 

1

2

3

 

ком

 

4

43

9

56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

соц-дем

 

9

141

73

223

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

либер

 

18

37

24

79

 

 

 

 

 

 

национ

 

2

13

12

27

 

 

 

 

 

 

монарх

 

2

23

4

29

 

 

 

 

 

 

евразий

 

 

15

3

 

 

 

 

 

 

 

Даже две трети из 36% респондентов, ответивших что у них в данный момент нет четких политических убеждений, оценили современное состояние идеологии в стране отрицательно.

Отрицательно оценили современное состояние идеологии как левые, так и правые:

VIII9 * IV3 Crosstabulation

Count

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV3

 

 

Total

 

 

1

2

3

 

VIII9

-3

1

4

 

5

 

-2

4

51

8

63

 

-1

2

19

17

38

 

0

25

189

67

281

 

1

3

17

22

42

 

2

2

19

13

34

 

3

3

1

2

6

 

99

 

18

21

39

Total

 

40

318

150

508

 

   Способствует ли наличие идеологических убеждений у родителей нормальному воспитанию ребенка?

 

Абс. % ответов

Да

46

Не всегда, это зависит от:

 

терпимости родителей

19

приемлемости их взглядов для большинства населения

16

радикализма родителей

10

других факторов

7

Нет

11

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

IV7A

1

121

185

306

 

 

 

 

 

 

 

 

IV7C

1

47

26

73

 

 

 

 

 

 

С какого возраста от ребенка можно требовать толерантности (терпимости)?

с таких лет:

валидный % (из 72 абс%)

до 2

12

3

23

4 - 9

29

10

12

11-16

16

>16

9

 

 

никогда (абс.%)

20%

 

Наблюдаете ли Вы стремление детей к идеологии?

 

Абс. % ответов

Не замечал

64

Наблюдаю

31

 

 Если наблюдаете, то в какой форме?

(могло быть дано несколько ответов)

 

Абс. % ответов

 

индивидуальное стремление, не оформленное организационно

14

 

В детских организациях, создаваемых «сверху» при  участии официальных структур

4

 

В организациях, создаваемых взрослыми «волонтерами»

2

 

В стихийных детских организациях, создаваемых самими детьми

7

 

Во взаимодействии детей со взрослыми организациями, не вписывающимися в рамки закона (преступность, экстремизм)

6

Всего ответили 33% респондентов.

 

 

 

 

 

2.3     О религиозном воспитании

Если с существующей идеологией дела обстоят плохо, то поищем ей замену. Может быть марксистскую и буржуазную идеологию заменить на религию?

 

Как вы относитесь к религиозному воспитанию?  

Абс. % ответов

(+)

з.о.

(-)

в религиозных школах

63

8

10

в семье

51

18

15

в государственных учебных заведениях

20

11

42

 

 

 

2.4      Отношение к ранним бракам

3.     Глава. Воспитание и насилие

3.1     Оценки допустимости насилия в семье

3.2     Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия.

 

 

 

4.     Глава. Каким должно быть вмешательство государства в дела семьи в интересах детей?

4.1     Границы вмешательства государства

4.2     Необходимость вмешательства в процессы образования и лечения детей

 

5.     Глава. Как должна быть организована экономическая помощь семьям с детьми?

5.1     Кто должен оказывать помощь?

5.2     Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми

 

 

5.3     Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной семье?

 

 

5.4     Не ограничить ли безграничность помощи семье?

 

5.5     Следует ли помогать одаренным детям?    

 

5.6     Как помогать семьям с детьми-инвалидами?

 

6.     Глава. Какие меры должно принять государство по решению проблемы детей, лишенных семьи, и других социально неблагополучных детей?

6.1     Основные направления

6.2     Оценки аборта: трудности кардинального решения

6.3     Будущее социального сироты

6.4     Степень участия церкви в судьбе детей-сирот

 

7.     Глава. Какие меры должно принять государство для улучшения здоровья детей и сокращения числа детей-инвалидов?

7.1     Оценка традиционных общих мер

7.2     Возможные меры для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами

7.3     Возможные меры по содействию рождения здоровых, талантливых детей

 

 

 



Hosted by uCoz