Попова Елена Владимировна
Результаты социологического исследования отношения москвичей
к положению детей в современной России
Оглавление
1.1 Введение.................................................................................................................................. 3
1.1.1 Программа и методика социологического исследования...................................... 3
1.1.2 Основные демографические данные
респондентов и модель выборки.............. 3
1 . Глава. Линейка ответов москвичей на вопросы анкеты
для исследования положения детей в России........................................................................................................................................................ 4
1.1. Продолжение паспортички................................................................................................ 4
1.1.3 Сфера деятельности респондентов.............................................................................. 4
1.1.4 Семейное положение......................................................................................................... 5
1.2 Ценностные ориентации и убеждения респондентов............................ 5
1.2.1 Распределение
респондентов по ответам на несколько личных вопросов....... 6
1.2.2 Духовные убеждения москвичей..................................................................................... 6
1.2.3 Политические ориентации.............................................................................................. 9
1.2.4 Личные убеждения............................................................................................................. 9
1.2.5 Симметричный взгляд на убеждения детей и родителей.................................... 10
1.3 Воспитание в социуме............................................................................................... 11
1.3.1 Чем отличается воспитание современных детей в России?.............................. 11
1.3.2 Трудно ли растить ребенка и от чего это зависит?............................................. 11
1.3.3 Идеология и воспитание................................................................................................ 12
1.3.4 Проблема ранних браков................................................................................................ 14
1.4 Воспитание и насилие................................................................................................ 14
1.4.1 Допустимо ли насилие в семье и какого вида?........................................................ 14
1.4.2 Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от
семейного насилия. 15
1.5 Каким должно быть вмешательство государства в дела семьи в
интересах детей? 16
1.5.1 Границы вмешательства государства...................................................................... 16
1.5.2 Необходимость вмешательства в процессы образования и
лечения детей... 17
1.6 Как должна быть организована экономическая помощь семьям с детьми? 18
1.6.1 Кто должен оказывать помощь?............................................................................... 18
1.6.2 Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми............................... 18
1.6.3 Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной
семье?.................. 18
1.6.4 Не ограничить ли безграничность помощи семье?................................................ 19
1.6.5 Следует ли помогать одаренным детям?................................................................. 20
1.6.6 Как помогать семьям с детьми-инвалидами?......................................................... 20
1.7 Какие меры должно принять государство по решению проблемы детей, лишенных
семьи, и других социально неблагополучных детей?........................................................................ 20
1.7.1 Основные направления..................................................................................................... 20
1.7.2 Оценки аборта: трудности кардинального решения............................................ 21
1.7.3 Будущее социального сироты...................................................................................... 22
1.7.4 Степень участия церкви в судьбе детей-сирот...................................................... 22
1.8 Какие меры должно принять государство для улучшения здоровья детей и
сокращения числа детей-инвалидов?........................................................................................................................... 23
1.8.1 Оценка традиционных общих мер............................................................................... 23
1.8.2 Возможные меры для предотвращения рождения детей с
тяжелыми врожденными дефектами 23
1.8.3 Возможные меры по содействию рождения здоровых,
талантливых детей 25
1.9 Из чего надо исходить, решая все рассмотренные вопросы:......... 26
2. Глава. Воспитание в социуме и от чего оно зависит............................... 26
2.1 С какими факторами связаны трудности воспитания ребенка? 26
2.2 От чего зависит воздействие идеологии на подрастающее поколение ? 26
2.3 Отношение к ранним бракам................................................................................. 27
3. Глава. Воспитание и насилие........................................................................................ 27
3.1 Оценки допустимости насилия в семье........................................................ 27
3.2 Когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия. 27
4. Глава. Каким должно быть
вмешательство государства в дела семьи в интересах детей? 27
4.1 Границы вмешательства государства......................................................... 27
4.2 Необходимость вмешательства в процессы образования и лечения детей 27
5. Глава. Как должна быть организована экономическая
помощь семьям с детьми? 27
5.1 Кто должен оказывать помощь?......................................................................... 27
5.2 Какова должна быть стратегия помощи семьям с детьми............ 27
5.3 Кому отдать приоритет: многодетной или среднедетной семье? 27
5.4 Не ограничить ли безграничность помощи семье?................................ 27
5.5 Следует ли помогать одаренным детям?.................................................... 27
5.6 Как помогать семьям с детьми-инвалидами?........................................ 27
6. Глава. Какие меры должно принять государство по
решению проблемы детей, лишенных семьи, и других социально неблагополучных
детей?...................................................... 28
6.1 Основные направления............................................................................................. 28
6.2 Оценки аборта: трудности кардинального решения............................ 28
6.3 Будущее социального сироты.............................................................................. 28
6.4 Степень участия церкви в судьбе детей-сирот........................................... 28
7. Глава. Какие меры должно принять государство для
улучшения здоровья детей и сокращения числа детей-инвалидов?............................................................................................. 28
7.1 Оценка традиционных общих мер..................................................................... 28
7.2 Возможные меры для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными
дефектами 28
7.3 Возможные меры по содействию рождения здоровых, талантливых детей 28
С ноября 2003г. по апрель 2004г. было проведено изучение общественного мнения о статусе ребенка в современной России.
Цель исследования - выявить отношение населения московского региона к
этой проблеме.
Исследование
осуществлено методом анкетирования. Анкета, разработанная в соответствии с
поставленными задачами, представлена в приложении 1. Часть вопросов анкеты
имеет открытый и полузакрытый характер, чтобы выявить мнение респондентов, не
навязываемое им жесткой формой анкеты и не зарегистрированное в пилотажных
исследованиях.
Исследование проведено в Москве и Московской области.
Опрошено 366 респондентов в Московском
регионе (они и явились непосредственным объектом исследования). Случайность отбора респондентов
обеспечена достаточно надежно. Исследование
проведено с применением при сборе
первичных данных методики “снежного кома” до получения выборки с устойчивыми
данными по основным демографическим показателям. После запланированного ремонта
выборки по двум признакам (полу и возрасту) это позволяет получить результаты с
3%-ой предельной ошибкой для дихотомических вопросов (при 95%-ой вероятности).
Распределение респондентов по полу в
настоящем исследовании таково:
мужчин - 43% и 57%женщин
По возрасту
15-18 2%
18-24 лет 12
25-34 14
35-49 23
50-59 18
60 и более 30
Перекрестная таблица
|
|
Возраст |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
15 - 24 |
25-34 |
35-49 |
50 и бол |
|
|
Пол |
муж |
|
35 |
32 |
51 |
17 |
|
135 |
|
жен |
|
47 |
41 |
83 |
57 |
|
228 |
Итого |
|
|
82 |
73 |
134 |
74 |
|
363 |
Квоты москвичей по полу и возрасту в
настоящее время распределяются так:
|
|
Возраст |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
15 - 24 |
25-34 |
35-49 |
50 и бол |
|
|
Пол |
муж |
|
4 |
4 |
6 |
10 |
|
24 |
|
жен |
|
4 |
4 |
7 |
17 |
|
32 |
Итого |
|
|
8 |
8 |
13 |
27 |
|
56 |
См. Москва в 1992-2002 гг. Краткий
статистический справочник. М. 2003.
Согласно двухфакторной квотной модели
население московского региона после необходимого ремонта нашей выборки
представлено в таких пропорциях:
|
|
Возраст |
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
15 - 24 |
25-34 |
35-49 |
50 и бол |
|
|
Пол |
муж |
|
48 |
48 |
72 |
120 |
|
288 |
|
жен |
|
48 |
48 |
84 |
204 |
|
384 |
Итого |
|
|
96 |
96 |
156 |
324 |
|
672 |
По сфере
деятельности респонденты распределились так
(указаны %% по всей
выборке) :
|
основная |
дополнительная |
государственное
или муниципальное предприятие |
|
|
чиновник |
3 |
|
администрация предприятия |
6 |
|
другой служащий-«бюджетник» |
25 |
2 |
рабочий |
8 |
|
крупная частная
фирма |
|
|
владелец |
0 |
|
менеджер высшего звена |
2 |
|
остальной наемный персонал |
10 |
|
мелкое или
среднее частное предприятие |
|
|
владелец |
1 |
|
наемный персонал |
16 |
3 |
«свободный художник» |
1 |
|
студент |
8 |
3 |
Здесь и далее сумма может отличаться от 100% из-за погрешностей при округлениии (до
целых процентов).
На вопрос «Связана
ли Ваша работа с детьми?» ответили 92% респондентов, из них
у 84% респондентов
работа непосредственно не связана с детьми, только 8% ответили положительно
на этот вопрос и у 7% работа связана с детьми косвенно.
На вопрос о стаже
работы с детьми всего ответили 12% респондентов, из них:
лет |
валидный % ответов |
до 5 |
22 |
6-10 |
29 |
11-20 |
7 |
21-30 |
23 |
31-40 |
18 |
Реальное
семейное положение (валидный %
из 88% ответивших):
а) состоят
в первом браке 56
б) состоят во втором браке 15
в) состоят в третьем браке (и более)
3
г) разведены 7
д) не состоят в браке 19
Количество детей (абс %) |
у респондентов (из 77% отв) |
и их
родителей (из 91% отв) |
1 |
37 |
19 |
2 |
34 |
37 |
3 |
5 |
18 |
4 |
0.3 |
3 |
5 |
0 |
4 |
6 |
0 |
4 |
7 |
0 |
4 |
Были ли
разведены Ваши родители?
Ответили 97%,
из них -
да,
16%
нет, 82%
затрудняюсь
ответить 2%
Сколько времени в неделю Вы проводите в общении со своими несовершеннолетними детьми и внуками (ответили 43%):
часов |
Абс. % |
0-10 |
12 |
11-20 |
7 |
21-30 |
8 |
31-40 |
6 |
41-50 |
2 |
51-60 |
3 |
61-70 |
2 |
Хотели бы
Вы, чтобы Ваши дети (нынешние или будущие) были на Вас похожи?
Ответили
97% следующим образом (% из ответивших):
Да |
27 |
Скорее
да, чем нет |
44 |
Скорее
нет |
7 |
Нет |
9 |
Затрудняюсь
ответить |
14 |
На вопрос «Как
Вы относитесь к тому, как воспитывали Вас?»
ответили
89% (% из ответивших):
Я
стараюсь воспитывать своих детей так же 14%
В
чем-то воспитываю так же, в чем-то – по-другому 72
Я
стараюсь воспитывать своих детей по-другому 14
На вопрос
«У Вас было счастливое детство?»
ответили
99% (% из ответивших):
да
62%
нет
17
затрудняюсь ответить 21
Верующими
себя назвали 76% москвичей, нет – 19% и 5% затруднялись ответить. 10%
москвичей назвали себя атеистами, 6% - агностиками (% от общего числа).
Ответы
верующих респондентов Москвы
распределились следующим образом:
На
вопрос «относите ли Вы себя к конкретной церкви?»
-
«да» ответили и отметили, что это:
православие -
61%
другая
христианская конфессия - 0,4%
ислам - 5%
другая религия -
0,5%
-
«я христианин, но не принадлежу к конкретной церкви» -
10%
-
«я не отношу себя ни к одной конфессии»
- 2%
Здесь
и далее ответы, имеющие значения менее 3%, приведены лишь для ориентирования
и сравнения (как было указано в методическом разделе, точность менее 3%
статистически не обеспечена).
Распределение
73% полученных ответов на вопрос
“ Является ли Ваша религия традиционной?”
ответы |
% |
1 - Да, это религия моих предков |
68 |
2 - Мои предки были другой веры, но эта религия
традиционно распространена там, где я живу |
1 |
3 - Это новая для наших мест религия, но в мире она
имеет многовековую традицию |
0 |
4 - Это сравнительно новое религиозное течение
(возникло в прошлом веке) |
0 |
5 - затрудняюсь ответить |
4 |
Меняли
ли Вы свои религиозные убеждения?
ответы (из 76% полученных при опросе) |
% |
1 - Нет |
62 |
2 - Я стал верующим и с тех пор не менял убеждений |
12 |
3 - Я менял религиозные убеждения в религиозных поисках
|
2 |
Поддерживаете
ли Вы идеи секуляризма
(отделения церкви от государства)?
|
ответы |
% от всех респондентов |
||
|
1 - Да, во всех сферах жизни |
23 |
||
|
2 - Нет, религия должна тесно взаимодействовать с
государством во всех сферах деятельности. |
29 |
||
|
3 - В некоторых сферах да, в некоторых – нет |
34 |
||
в том
числе: |
да |
нет |
||
|
При выработке культурной политики |
27 |
12 |
|
|
В образовании |
24 |
11 |
|
|
При выборе общегосударственных и
местных праздников |
22 |
14 |
|
|
В государственной идеологии |
19 |
18 |
|
|
При разработке законодательства |
17 |
14 |
|
|
В государственной символике, на
официальных мероприятиях |
16 |
13 |
|
По
вопросам политики государства по религиозным
вопросам в образовании получены такие ответы
Какой
принцип Вы считаете правильным?
ответы (из 93% полученных при опросе) |
% |
1 - Государство не должно поддерживать преподавание ни
одной религии, ни атеизма |
24 |
2 - Государство должно поддерживать религиозное
образование для всех зарегистрированных религиозных общин |
15 |
3 - Государство должно поддерживать религиозное
образование только для основных конфессий, традиционных для населения |
27 |
4 - Государство должно обеспечивать распространение
научных взглядов, а не религии |
26 |
Кто
должен выбирать вид религиозного образования (ответили 91% москвичей, из них
- )
Родители
или опекуны ребенка
50%
Дети
38%
Общество
2%
Федеральное
министерство образования 1%
Местные
власти
0
Те
38% респондентов, кто считает, что вид религиозного образования должны
выбирать дети, так ответили на вопрос «С какого возраста дети могут выбирать
вид религиозного образования» (валидный % полученных ответов):
до
10 лет |
10 |
11-14 |
15-16 |
17-18 |
18
и более |
7% |
13 |
29 |
26 |
17 |
8 |
Какое
высказывание Вам ближе?
ответы (всего получено 97%) |
валидный % |
1 - Главная ценность – человеческая личность, ее
свобода и права. Интересы общества, большинства не могут быть основанием
для нарушения прав одного человека или какого-либо меньшинства. |
44 |
2 - Иногда необходимо
подняться над уровнем даже законных личных интересов ради того, что
общество считает более важным.
Общественные интересы выше частных интересов отдельной личности, ради
благополучия (материального и духовного) всего общества (или
большинства) допустимо поступиться
интересами отдельных лиц или меньшинств |
4 |
3 - Необходимо пытаться соблюдать равновесие, гармонию
интересов личности и общества, меньшинств и большинства, не подавляя
чрезмерно личность и меньшинства,
но и не абсолютизируя их
прав в ущерб интересам всего общества |
52 |
Что
для Вас «права человека» ?
ответы (получено 98%) |
% валидных ответов |
1 - абсолютная ценность, достижение цивилизации; их
соблюдение – важнейшее условие достойной жизни |
67 |
2 - неплохая вещь, но их не надо абсолютизировать, от
абсолютизации только вред; пусть ими юристы занимаются, разрабатывая
конкретные механизмы защиты человека в конкретных ситуациях |
22 |
3 - ошибочная, вредная концепция |
0 |
4 - лицемерие, орудие Запада в глобалистской экспансии,
в том числе – в России |
9 |
5 - другое |
1 |
Ваши политические убеждения, какие идеи в
политике Вы поддерживаете (можно было выбрать несколько вариантов)
ответы |
общий % |
Социал-демократия |
33 |
Либерализм |
12 |
Коммунизм |
8 |
Национализм |
4 |
Монархизм |
4 |
Евразийство |
3 |
Анархизм |
0.3 |
другое |
6 |
У меня в данный момент нет четких политических
убеждений |
36 |
Как Вы сами
определяете свое положение в политическом спектре (общий % из 75% полученных
ответов)
Левый |
Центрист |
Правый |
||||
радикально |
умеренно |
чуть
левее центра |
|
чуть
правее центра |
умеренно |
радикально |
1 |
9 |
6 |
42 |
6 |
5 |
1 |
Затруднялись
ответить 6% .
Что еще Вы
можете назвать своими убеждениями?
(можно было
выбрать несколько вариантов)
ответы |
общий % |
Честность |
62 |
Стремление
к справедливости |
52 |
Веру в
семейные ценности |
43 |
Неприятие
насилия |
34 |
Патриотизм |
33 |
Интеллигентность |
23 |
Свободолюбие |
19 |
Толерантность
(терпимость) |
15 |
Приверженность
традициям |
13 |
Веру в
ценности культуры |
11 |
Рационализм,
веру в науку |
8 |
Солидарность,
стремление к братству |
7 |
Прагматизм |
5 |
Эгалитаризм
(стремление к равенству) |
4 |
другое |
1 |
Как
Вы ответите на «вечный» вопрос Достоевского: можно ли строить счастье
человечества (или общества) на слезе одного ребенка?
ответы |
% к итогу |
Так уж устроен мир – кто-то всегда страдает, и ничего
тут не поделаешь |
15 |
Да, можно - общество состоит из многих конкретных
людей, в том числе детей, и, если нет другого выхода, благополучие многих
можно оплатить ценой страданий некоторых |
2 |
Нет, цель никогда не оправдывает средства |
30 |
Не дай Бог мне оказаться перед такой дилеммой |
41 |
Вопрос слишком абстрактный |
24 |
Разделяют ли
Ваши дети Ваши убеждения?
ответы (всего
получено 85%) |
валидный % |
Да, во всем |
7 |
В основном
да |
53 |
В некоторых
вопросах |
33 |
В основном
нет, но наши взгляды не антагонистичны |
4 |
Нет, наши
убеждения противоположны |
2 |
Разделяют ли
Ваши родители Ваши убеждения?
ответы (всего получено 84%) |
валидный % |
|
|
Да, во всем |
6 |
|
В основном да |
55 |
|
В некоторых вопросах |
33 |
|
В основном нет, но наши взгляды не антагонистичны |
4 |
|
Нет, наши убеждения противоположны |
2 |
Чем больше всего отличается воспитание современных детей в России? (могло быть дано несколько ответов)
ответы |
Абс. % |
|
|
новые требования к
развитию ребенка: |
65 |
|
его подготовка к жизни в конкурентных условиях рынка |
43 |
|
его подготовка к жизни в мире высоких технологий |
22 |
|
воздействие СМИ, рекламы |
48 |
|
изменение моральных ценностей, в том числе |
47 |
|
«общечеловеческие ценности» |
24 |
|
сексуальная свобода |
21 |
|
культ силы |
11 |
|
индивидуализм |
7 |
|
религия |
7 |
|
прагматизм |
6 |
|
меркантилизм |
4 |
|
Влияние информатизации, компьютеризации |
44 |
|
наркотики |
29 |
|
преступность |
27 |
|
агрессивность |
19 |
|
изменение политики
государства по отношению к
детям |
16 |
|
трансформация семьи |
7 |
Как Вам кажется, труднее ли сейчас вырастить ребенка психологически и морально полноценным,
Абс. % полученных ответов |
да |
нет |
З.о. |
чем 20 лет назад? |
68 |
3 |
0 |
Чем в сталинские времена? |
20 |
3 |
0 |
Чем в 19 веке? |
20 |
3 |
1 |
Какие факторы для Вас важны при ответе на предыдущий вопрос - выберите наиболее важные и оцените влияние сегодня - положительно (+) или отрицательно (-)
Абс. % полученных ответов |
(+) |
(-) |
Большее уважение прав ребенка, особенно в школе |
46 |
5 |
Принятие официальной идеологией общечеловеческих ценностей, прав человека |
44 |
4 |
Не надо приучать ребенка к лицемерию – дома говорить одно, а в школе другое |
41 |
11 |
Отсутствие преследования по идеологическим причинам |
38 |
7 |
Свобода религии |
37 |
6 |
Толерантность (терпимость) |
33 |
8 |
Интернет, компьютерные игры |
32 |
15 |
Отсутствие единых жестких образовательных стандартов |
18 |
24 |
Отсутствие единой четкой идеологии в государстве |
17 |
50 |
Снижение уровня культуры |
13 |
56 |
Отсутствие социальной справедливости |
12 |
46 |
Культ богатства |
11 |
42 |
Падение морали |
11 |
59 |
Проповедь сексуальной свободы для подростков |
10 |
52 |
Снижение патриотизма |
9 |
50 |
Расслоение общества |
9 |
56 |
Криминализация общества |
9 |
58 |
Снижение требований к ребенку |
8 |
35 |
Распространение наркотиков |
8 |
63 |
Пропаганда насилия |
7 |
50 |
Активное внедрение американских стандартов средствами массовой информации |
7 |
56 |
Воздействие рекламы |
6 |
50 |
Сначала зададимся общим вопросом:
Возможно ли воспитание без идеологии, без «модели человека»? |
да |
нет |
З.о. |
валидный % ответов |
12 |
72 |
14 |
Отвечали 98% респондентов.
Как Вы оцениваете современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение? Абсолютный % ответов:
7% - положительно,
63% - отрицательно,
29% - затрудняюсь ответить
Если с существующей идеологией дела обстоят плохо, то поищем ей замену. Может быть марксистскую и буржуазную идеологию заменить на религию?
Как вы относитесь к религиозному воспитанию?
Абс. % ответов |
(+) |
з.о. |
(-) |
в религиозных школах |
63 |
8 |
10 |
в семье |
51 |
18 |
15 |
в государственных учебных
заведениях |
20 |
11 |
42 |
Способствует ли наличие идеологических убеждений у родителей нормальному воспитанию ребенка?
|
Абс. % ответов |
Да |
46 |
Не всегда, это зависит от: |
|
терпимости родителей |
19 |
приемлемости их взглядов для большинства населения |
16 |
радикализма родителей |
10 |
других факторов |
7 |
Нет |
11 |
С какого возраста от ребенка можно требовать толерантности (терпимости)?
с таких лет: |
валидный % (из 72 абс%) |
до 2 |
12 |
3 |
23 |
4 - 9 |
29 |
10 |
12 |
11-16 |
16 |
>16 |
9 |
|
|
никогда (абс.%) |
20% |
Наблюдаете ли Вы стремление детей к идеологии?
|
Абс.
% ответов |
Не замечал |
64 |
Наблюдаю |
31 |
Если наблюдаете, то в какой форме?
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
||
|
индивидуальное стремление, не оформленное организационно |
14 |
|
|
В детских организациях, создаваемых «сверху» при участии официальных структур |
4 |
|
|
В организациях, создаваемых взрослыми «волонтерами» |
2 |
|
|
В стихийных детских организациях, создаваемых самими детьми |
7 |
|
|
Во взаимодействии детей со взрослыми организациями, не вписывающимися в рамки закона (преступность, экстремизм) |
6 |
|
Всего ответили 33% респондентов.
Если две трети москвичей не замечают стремление детей к идеологии,то может быть она им и не нужна: пусть живут органично, традиционно, постаринке – женятся пораньше и все само собой образуется как надо?
Спросим, однако:
Как Вы относитесь к ранним бракам?
9% - положительно,
70% - отрицательно,
20% - з/о
На этот вопрос ответили 99% респондентов.
Такое
воспитание москвичам тоже не понравилось. При этом еще могут быть и дети.
Еще один трудный вопрос, от которого многие хотели бы спрятаться:
Возможно ли воспитание без насилия? |
да |
нет |
З.о. |
% ответов |
74 |
19 |
7 |
А если уточнить:
Согласны ли вы, что если ребенка не развивать, не дать ему хорошего образования, не привить ему моральные ценности – это причиняет ему вред, лишает его полноценного будущего и, по существу, тоже является насилием? |
да |
нет |
З.о. |
% ответов |
77 |
13 |
10 |
Так это совсем другое дело.
Но уточним еще детальнее:
Допустимы ли перечисленные ниже виды насилия в семье, если они осуществляются с благими целями? Обведите да или нет отдельно для мальчиков, отдельно для девочек, где считаете нужным, укажите возраст, когда это применимо.
(абсолютные проценты)
Вид насилия |
Пол ребенка |
Возраст* |
|||
|
муж |
жен |
лет |
||
% ответов |
да |
нет |
да |
нет |
От-до |
телесные наказания |
20 |
66 |
13 |
67 |
3-10 |
ругань |
52 |
33 |
43 |
35 |
3-16 |
унижение |
2 |
78 |
1 |
74 |
1-17 |
завышенные требования в учебе и
пр. |
32 |
44 |
34 |
38 |
7-17 |
лишение
большой части свободного времени ради: |
|
|
|
|
|
обучения и интеллектуального развития, |
57 |
21 |
53 |
20 |
7-17 |
любительского спорта и физического
развития, |
50 |
22 |
38 |
27 |
5-17 |
ранней профессионализации (музыка,
балет, профессиональный спорт, математика и пр.) |
43 |
27 |
43 |
24 |
5-16 |
помощи родителям, работы по дому |
52 |
23 |
50 |
21 |
7-18 |
контроль круга общения ребенка |
75 |
12 |
70 |
12 |
7-18 |
контроль его времяпровождения |
75 |
11 |
71 |
11 |
7-18 |
жесткое религиозное воспитание |
4 |
73 |
4 |
68 |
1-18 |
*В столбце
«возраст» указаны средние числа приведенных в анкете лет
Может ли слово ранить ребенка сильнее, чем побои? |
да |
нет |
З.о. |
валидный % ответов |
96 |
1 |
3 |
Ответил на вопрос 91% москвичей.
Уточним границы, когда государство должно вмешаться, защищая ребенка от семейного насилия.
С каким утверждением Вы согласны?
ответы |
Абс % |
такое вмешательство должно проводиться только в исключительных случаях |
61 |
оно должно быть широко распространено |
26 |
затрудняюсь ответить |
13 |
Существуют ли общие формальные границы вмешательства для всех семей?
ответы (из 95 %) |
валидный
% |
да |
28 |
нет, они зависят от их культурных традиций, психологических особенностей ребенка и пр. |
72 |
Что следует учитывать при определении, следует ли государству вмешаться?
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % |
угрозу физическому здоровью ребенка |
78 |
образ жизни родителей, |
54 |
психологическое состояние ребенка |
52 |
вид насилия, |
39 |
степень насилия, |
30 |
социальный статус родителей, |
11 |
мотивацию |
6 |
Что должен сделать прохожий, который увидел ребенка за каким-то опасным занятием? (могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % |
|
пройти мимо, |
3 |
|
отругать, |
34 |
|
отшлепать, |
0,4 |
|
сообщить представителям государства (милиция, школа и пр.) |
31 |
|
сообщить родителям |
54 |
|
Какого наказания заслуживают родители, дети которых получили увечье или погибли от домашнего насилия (на этот открытый вопрос ответили 83% респондентов)
|
валидный % ответов |
|
лишения родительских прав |
3 |
|
уголовного наказания |
74 |
|
высшей меры (казнь или пожизненное заключение) |
15 |
|
другое |
8 |
|
Границы, в которых государство может вмешиваться в
процесс воспитания в «средней», «нормальной» семье:
ответы |
валидный %
ответов (из 98% полученных при опросе) |
Государство не
должно вмешиваться без крайней необходимости |
58 |
Государство может и должно вмешиваться, если есть малейшие для этого показания |
28 |
Государство должно контролировать
процесс воспитания в семье регулярно. |
14 |
Для
уточнения предыдущего вопроса требуется определить,
«Что
надо учитывать при определении «нормальности» семьи?»
(можно было
выбрать несколько вариантов ответов)
ответы |
% к итогу |
образ жизни родителей |
73 |
их социальный статус, |
22 |
состояние ребенка (физическое и психологическое) |
19 |
состав семьи (полная или неполная семья) |
15 |
религиозную принадлежность родителей |
12 |
поведение ребенка (в школе и т.д.) |
9 |
Если
государство не должно вмешиваться в дела семьи, то как решать проблемы
образования и лечения детей? Приведем полученные ответы на наиболее актуальные вопросы.
Каков
должен быть минимальный образовательный стандарт, обязательный для ребенка вне
зависимости от желания родителей (и
его самого)?
ответы |
% |
школа |
54 |
ПТУ или техникум |
28 |
вуз |
19 |
Из
назвавших школу 59% написали, что
необходимы 11 классов, 14% - 10 классов, 27% - 9 и до 9 классов.
Могут
ли родители отказаться лечить ребенка?
ответы (общий %) |
да |
нет |
в случае, если лечение лишь продлевает мучения
безнадежно больного ребенка, |
56 |
2 |
из экономических соображений (лечение подрывает
семейный бюджет), |
7 |
2 |
по религиозным соображениям, |
2 |
1 |
из-за отсутствия свободного времени (сильной занятости
на работе), |
2 |
2 |
нет, не
могут ( дописанный ответ) |
|
18 |
С
какого возраста сам ребенок может отказаться от лечения?
Ответило
75% респондентов (далее приведен валидный % ответов):
до 14 лет |
15-16 |
18 |
20 |
старше 20 |
8% |
18 |
56 |
7 |
11 |
Некоторые
шутники указали 40 и даже 100 лет.
А
если в большинстве случаев родители не могут отказаться учить и лечить
ребенка, а сам ребенок может отказаться от лечения только после 18-20 лет
(когда он и не ребенок уж вовсе), то не пойти ли с поклоном опять же к
государству с воплем о помощи. Государство же сидит у разбитого с помощью
58% респондентов корыта наших школ и больниц с нищими учителями и врачами.
Так кому вопим?
Кто
в первую очередь должен оказывать помощь?
(ответили 99%)
ответы |
валидный % |
государство |
91 |
частные благотворительные фонды |
8 |
церковь |
1 |
Государство должно помогать и не вмешиваться (как в рекламе сока «А ты налей и отойди», пусть ребенок хоть лопнет).
Сначала определимся с общим вопросом «Какой путь приоритетнее?»:
(ответили 99%)
ответы |
валидный % |
социальная помощь необеспеченным семьям с детьми, |
11 |
повышение уровня жизни большинства «нормальных» семей (за счет достойной платы каждому за его труд) и сокращение социальных расходов. |
31 |
комбинация этих двух подходов |
58 |
Какой стратегии помощи семьям с детьми следует придерживаться сейчас в России?
(ответили 100%)
ответы |
валидный % |
помогать самым бедным семьям , |
7 |
помогать бедным семьям, кроме семей алкоголиков и пр., |
7 |
помогать всем семьям, чей доход не позволяет дать полноценное развитие ребенку, хотя и не находится ниже официальной черты бедности (большинство бюджетников и пр.) |
67 |
помогать всем семьям, кроме самых богатых |
16 |
не помогать никому |
3 |
Кому
отдать приоритет?
(ответили 96%)
ответы |
валидный % |
многодетной семье |
63 |
среднедетной семье |
37 |
Как
Вы оцениваете многодетность в России в современных условиях?
ответы |
% |
Это способ решения демографической проблемы |
44 |
Это - моральная и религиозная норма |
31 |
Путь к снижению образовательного и интеллектуального уровня населения |
18 |
Путь к изменению этнического состава населения |
12 |
Какое количество детей в российской семье следует сейчас признать оптимальным и поощрять?
ответы |
% |
|||||
любое |
28 |
|||||
чем больше, тем лучше |
6 |
|||||
от и до (валидный % от 60% и 61%
ответивших) |
||||||
от |
1 |
32 |
до |
1 |
3 |
|
|
2 |
55 |
|
2 |
22 |
|
|
3 |
12 |
|
3 |
46 |
|
|
|
|
|
4 |
13 |
|
|
|
|
|
5 |
13 |
|
|
|
|
|
6 |
1 |
|
|
|
|
|
10 |
1 |
|
Значит,помогать надо многодетной семье с 2-3 детьми. А что тогда назвать среднедетной семьей, которой респонденты не спешат помогать?
Если у государства на всех средств не хватает, то можно задать вопрос «Разумно ли ввести зависимость помощи семье»
|
валидный % ответов |
общий % ответивших |
||
|
да |
нет |
З.о. |
|
от
посещения школы детьми школьного возраста |
30 |
40 |
30 |
60 |
от
успехов в школе старших детей, их достижений в олимпиадах,
конкурсах и пр. |
42 |
29 |
29 |
73 |
от их взаимоотношений с обществом (правонарушения и пр.)? |
37 |
36 |
27 |
72 |
(з.о. – затрудняюсь ответить)
Видно
весьма неожиданным оказался этот вопрос даже для москвичей: только 60-73%
нашлись, что ответить; да и из них 27-30% написали «не знаю» мол. Лишь
30-42% поддержали эту «революционную» идею, правда, столько же
сказало «нет», сомневаясь, видимо, в механизме ее реализации.
Следует ли помогать одаренным детям? |
да |
нет |
з.о. |
% ответов (из 99%) |
87 |
5 |
7 |
Если
да, то каких детей признать заслуживающими поддержки по этому признаку? (могло
быть дано несколько ответов)
ответы |
% |
|
победителей олимпиад по различным предметам, |
47 |
|
музыкантов, художников и пр. |
43 |
|
спортсменов, |
40 |
|
отличников, |
30 |
|
всех одаренных (дописано) |
16 |
|
ответы
(из 100% ответивших) |
% ответов |
как всем, на общих основаниях |
2 |
несколько больше |
30 |
значительно больше, чем остальным семьям |
68 |
Выбор из списка основных направлений, на которые должны быть направлены усилия:
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
улучшение условий жизни
среднего россиянина, |
56 |
совершенствование помощи
непосредственно этим детям, на них надо тратить больше внимания, денег, |
48 |
борьба с алкоголизмом,
наркоманией |
37 |
более жесткая чем |
29 |
существующими гуманными методами |
4 |
улучшение морального климата в
стране, в том числе |
30 |
применением запретных мер – цензуры, наказания распространителей «вредных» идей, |
13 |
путем проповеди, социальной рекламы и пр. |
4 |
Развитие системы социальной
помощи неблагополучным семьям, |
27 |
повышение роли школы в целом и
в частности: |
24 |
повышение социального статуса учителя за счет увеличения оплаты его труда, |
25 |
повышение квалификации учителей, |
23 |
повышение оснащенности школы современными средствами обучения – компьютеры, доступ в Интернет, |
13 |
привлечение в школу мужчин. |
12 |
повышение социального статуса учителя с помощью пропаганды на телевидении и пр., |
5 |
уменьшение нагрузки на учителя, |
4 |
помощь семье, |
23 |
наказание родителей, дети
которых оказываются на улице, совершают преступление |
20 |
уголовное |
24 |
материальное (штрафы, лишение пособий и пр.) |
10 |
изменение положения женщин и в
частности: |
18 |
надо повысить социальную защищенность женщины-матери |
30 |
надо вернуть женщину в семью, отбросив феминистские выдумки о равноправии |
5 |
женщина должна быть главной в семье |
4 |
надо стремиться достичь полного равноправия женщин |
4 |
меры по предотвращению
рождения социальных сирот, в том числе: |
14 |
стерилизация взрослых (мужчин и женщин) - «поставщиков» этих детей: алкоголиков, наркоманов, больных СПИДом, проституток, тех, кто уже оставил детей в детдоме (особенно неоднократно) или лишен родительских прав, судим за жестокое обращение с детьми, сексуальное насилие над ними и пр. |
26 |
убеждение и психологическое воздействие на женщину с целью прерывания беременности в случае, если ребенок заведомо окажется на попечении государства |
10 |
принудительные аборты в этом случае, |
3 |
повышение роли религии в жизни
общества, |
9 |
усложнение процедуры развода
для семей с детьми, |
6 |
другое |
2 |
На эти трудные вопросы ответило 90% респондентов.
Как Вы относитесь к абортам?
На
ранних стадиях беременности |
Абс. % ответов |
Их надо запретить |
7 |
Их можно разрешить лишь по
строгим медицинским показаниям (угроза жизни или здоровью матери,
серьезная болезнь будущего ребенка) |
67 |
Их следует сделать исключительным явлением, требующим особого разрешения |
16 |
и |
|
к так называемым «абортам по социальным показани-ям» на поздних стадиях беременности (до 22 недель) |
Абс. % ответов |
Они оправданны |
9 |
Они допустимы как крайняя мера |
42 |
Они недопустимы |
26 |
Они должны сопровождаться стерилизацией родителей (в принципе, обратимой) |
13 |
Еще один трудный вопрос:
Как Вы оцениваете будущее социального сироты?
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
Государство не может заменить семью, только в семье ребенок имеет высокий шанс стать полноценным членом общества. При этом |
51 |
только усыновление
решает проблему |
32 |
семейные
детские дома – вполне
эффективная мера |
19 |
Он с большой вероятностью станет полноценным членом общества и в детдоме, если там все правильно организовать |
28 |
отсутствие материнской любви в раннем возрасте практически невосполнимо, многих из брошенных детей реально не удастся вырастить нормальными, как ни старайся |
20 |
все зависит в основном от наследственности, а она у этих детей, как правило, не благоприятная |
18 |
многое зависит от того, побывал ли ребенок бес-призорником на улице, успел ли усвоить ее законы |
14 |
другое |
2 |
Какова должна быть степень участия церкви в судьбе детей-сирот:
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
Церковь может помочь в воспитании их в детских домах |
52 |
Церковные приюты для таких детей могут принести пользу |
48 |
Такие приюты – один из самых эффективных путей психологической реабилитации этих детей, их социальной адаптации |
28 |
Церковь лучше не вмешивать в эти вопросы |
11 |
Ответило 99% опрашиваемых.
Если Вы считаете допустимым участие церкви в судьбе детей-сирот, то какие конфессии могут это делать?
|
Абс. % ответов |
Все желающие |
20 |
Все зарегистрированные в России |
9 |
Традиционные для России религии |
42 |
Только православная церковь |
22 |
Ответило 93% опрашиваемых.
Участники нашего опроса следующим образом оценили важность традиционно обсуждаемых мер:
|
Абс. % ответов |
|
|
улучшение здравоохранения |
76 |
|
борьба с алкоголизмом, наркоманией |
61 |
|
улучшение условий жизни среднего россиянина |
58 |
|
улучшение экологии |
55 |
|
развитие детского спорта |
28 |
|
повышение роли морали в обществе |
24 |
Несмотря на всю тяжесть обсуждения этих вопросов, необходимо проанализировать возможные меры по прерыванию беременности или стерилизации для предотвращения рождения детей с тяжелыми врожденными дефектами.
Какие меры в этой области допустимы?
(можно было выбрать несколько вариантов)
|
Абс. % ответов |
|
|
убеждение и психологическое воздействие |
42 |
|
принудительная стерилизация |
26 |
|
принудительные аборты |
21 |
|
экономическое воздействие (лишение пособий и льгот) |
6 |
|
никакие |
22 |
При какой вероятности того, что ребенок родится инвалидом, Вы оправдываете эти меры (сколько шансов из ста)?
Шансы |
Абс. % ответов |
0-10 |
5 |
11-40 |
5 |
41-70 |
14 |
71-99 |
19 |
100 |
12 |
затр. отв. |
4 |
На этот вопрос смогли ответить только 59% респондентов.
Должны ли влиять на меры в этой области:
(абс. % ответов)
ответы |
да |
нет |
социальный статус родителей, |
13 |
4 |
их материальные возможности, |
27 |
4 |
их образ жизни |
48 |
4 |
На открытый вопрос «Какой совет Вы дали бы в такой ситуации близкому человеку?» получены ответы 52% опрошенных лиц (в абс.%):
17 – затрудняюсь ответить,
3 - рожать,
15 – не рожать, сделать аборт,
6 – подумать
и несколько советов терпеть, надеяться на лучшее, усыновить здорового ребенка и др.
Далее
идут два больших закрытых вопроса:
«Что
следует учитывать в первую очередь при принятии решения?»
(можно было выбрать несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
|
|
Страдания самого ребенка от тяжелой болезни. |
69 |
|
Его психическое развитие – насколько его можно считать человеком |
21 |
|
Насколько сами родители виноваты в том, что дети родятся больными (не связаны ли их проблемы с алкоголизмом, венерическими заболеваниями и пр.) |
15 |
|
Чувства родителей |
14 |
|
Нежелательность накопления в генофонде нации дефектных генов. |
12 |
|
То, что ребенок все равно не проживет долго. |
11 |
|
Что наше здравоохранение очень небогато, а лечение такого ребенка обойдется дорого, даст мало эффекта и «съест» деньги, которые можно было бы потратить на других детей, на предотвращение их инвалидизации. |
11 |
|
Насколько ребенок может стать социально опасным в будущем |
10 |
|
Что инвалид окажется на всю жизнь на попечении государства и его содержание будет тяжелой обузой. |
7 |
|
Религиозные запреты |
4 |
|
Другое |
1 |
Что
более приоритетно в этом вопросе
(можно было выбрать несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
|
|
право любого человека иметь детей, |
24 |
|
право еще не родившегося ребенка на жизнь, |
18 |
|
его право не родиться, если его жизнь будет мучительна, |
45 |
|
религиозные и моральные устои общества, |
5 |
|
интересы всего общества в целом, |
7 |
|
интересы государства |
1 |
|
Другое |
1 |
Как Вы относитесь к положительной евгенике – содействию рождения здоровых, талантливых детей,
а именно, к:
Абс. % ответов |
(+) |
з.о. |
(-) |
генетическому тестированию
будущих супругов для определения здоровья потенциального потомства. |
62 |
1 |
5 |
материальному поощрению
рождения детей в семьях, где генетический анализ показывает минимум риска
или состояние здоровья, психики и интеллекта родителей и уже имеющихся
детей выше среднего. |
27 |
1 |
9 |
усовершенствованию генома
(наследственности) эмбриона методами генной инженерии |
11 |
1 |
9 |
-
локальное вмешательство для предотвращения болезни, вызванной дефектом
конкретного гена. |
9 |
1 |
7 |
-
«генная архитектура» - изменение генома с целью улучшения здоровья,
умственных способностей, внешнего вида и т.д. |
6 |
1 |
7 |
использованию достижений
биологии для увеличения числа потомков выдающихся людей |
3 |
1 |
11 |
-
искусственное оплодотворение через банки спермы (для «размножения»
мужчин), |
5 |
1 |
7 |
- с
помощью пересадки эмбрионов и суррогатного материнства (для «размножения»
женщин или специально подобранных пар) |
1 |
1 |
7 |
-
клонирование выдающихся личностей (если его удастся осуществить достаточно
безопасно) |
1 |
1 |
8 |
(можно было выбрать несколько ответов)
Можно было выбрать несколько ответов на этот вопрос об основаниях всех рассмотренных выше многотрудных решений:
|
Абс. % ответов |
|
|
из стремления сделать детей
счастливыми |
61 |
|
из соображений морали и
религии, в том числе: |
|
|
из соображений справедливости |
24 |
|
из милосердия |
20 |
|
обеспечивать равенство возможностей детей |
19 |
|
из религиозных норм |
9 |
|
из современных концепций прав
человека и либеральных ценностей |
45 |
|
из общественных интересов |
8 |
|
чтобы обеспечить себе
достойную старость |
6 |
|
из традиций |
5 |
|
другое |
1 |
IV4A *
IX1 Crosstabulation
Count
|
|
IX1 |
|
Total |
|
|
1 |
2 |
|
IV4A |
1 |
178 |
277 |
455 |
|
2 |
10 |
10 |
20 |
|
3 |
|
1 |
1 |
Total |
|
188 |
288 |
476 |
Трудности связаны с затрачиваемым временем:
Сколько времени в неделю Вы проводите в общении со своими несовершеннолетними детьми и внуками (ответили 43%):
часов |
отметили трудности из всех ответивших |
0-10 |
53 из 85 |
11-20 |
38 из 55 |
21-30 |
50 из 52 |
31-40 |
24 из 43 |
41-50 |
11 из 16 |
51-60 |
18 из 20 |
61-70 |
10 из 11 |
Чем больше детей было в семье родителей, тем чаще респонденты отмечают трудности воспитания детей (если в семье было 4-7 детей, то вообще никто не сказал, что растить их нетрудно):
Количество детей (абс %) |
у родителей респондентов (из 91% отв) |
Валидный % ответов «трудно» (из 66% ответивших) |
«нетрудно» |
1 |
19 |
19 |
2 |
2 |
37 |
40 |
2 |
3 |
18 |
14 |
1 |
4 |
3 |
4 |
|
5 |
4 |
5 |
|
6 |
4 |
6 |
|
7 |
4 |
7 |
|
Те москвичи, у кого было (на их взгляд) счастливое
детство, чаще говорят, что растить детей
нетрудно:
IV4A *
IX15 Crosstabulation
Count
|
|
IX15 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IV4A |
1 |
260 |
108 |
86 |
454 |
|
2 |
16 |
1 |
3 |
20 |
|
3 |
1 |
|
|
1 |
Total |
|
277 |
109 |
89 |
475 |
Верующие тоже несколько оптимистичнее неверующих:
IV4A *
VIII1 Crosstabulation
Count
|
|
VIII1 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IV4A |
1 |
359 |
71 |
3 |
433 |
|
2 |
18 |
2 |
|
20 |
|
3 |
1 |
|
|
1 |
Total |
|
378 |
73 |
3 |
454 |
Сначала зададимся общим вопросом:
Возможно ли воспитание без идеологии, без «модели человека»? |
да |
нет |
З.о. |
валидный % ответов |
12 |
72 |
14 |
Отвечали 98% респондентов.
Как Вы оцениваете современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение? Абсолютный % ответов:
7% - положительно,
63% - отрицательно,
29% - затрудняюсь ответить
Большинство респондентов оценивает современное состояние идеологии в стране с точки зрения воздействия на подрастающее поколение отрицательно и в то же время считает, что воспитание без идеологии невозможно:
IV1 * IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IV1 |
1 |
4 |
50 |
28 |
82 |
|
2 |
21 |
333 |
122 |
476 |
|
3 |
21 |
34 |
40 |
95 |
|
99 |
|
8 |
|
8 |
Total |
|
46 |
425 |
190 |
661 |
Причем женщины чаще оценивает современное состояние идеологии отрицательно, а мужчины положительно:
IX1 * IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IX1 |
1 |
32 |
180 |
75 |
287 |
|
2 |
17 |
245 |
119 |
381 |
Total |
|
49 |
425 |
194 |
668 |
С возрастом отрицательная оценка состояния идеологии нарастает:
IX2 * IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IX2 |
1 |
2 |
13 |
|
15 |
|
2 |
6 |
34 |
41 |
81 |
|
3 |
8 |
48 |
40 |
96 |
|
4 |
9 |
99 |
46 |
154 |
|
5 |
11 |
75 |
32 |
118 |
|
6 |
13 |
156 |
35 |
204 |
Total |
|
49 |
425 |
194 |
668 |
Причем отрицательно оценивающие состояние идеологии стараются воспитывать своих детей так же, а положительно оценивающие состояние идеологии стараются воспитывать своих детей по-другому:
IX14 * IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IX14 |
1 |
3 |
47 |
34 |
84 |
|
2 |
21 |
273 |
133 |
427 |
|
3 |
23 |
46 |
16 |
85 |
Total |
|
47 |
366 |
183 |
596 |
Те москвичи, у кого было счастливое детство, чаще оценивают
современное состояние идеологии отрицательно, а остальные –
положительно.
IX15 * IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
IX15 |
1 |
16 |
276 |
117 |
409 |
|
2 |
20 |
80 |
15 |
115 |
|
3 |
13 |
68 |
58 |
139 |
Total |
|
49 |
424 |
190 |
663 |
Вера коррелирует с положительной оценкой состояния идеологии, а
отрицательная оценка состояния идеологии с неверием:
VIII1 * IV3
Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
VIII1 |
1 |
43 |
312 |
156 |
511 |
|
2 |
5 |
90 |
35 |
130 |
|
3 |
|
1 |
3 |
4 |
Total |
|
48 |
403 |
194 |
645 |
Интересна корреляция оценки идеологии с ответами на вопрос о «правах человека»:
VIII7 * IV3
Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
VIII7 |
1 |
44 |
283 |
117 |
444 |
|
2 |
5 |
83 |
59 |
147 |
|
3 |
|
1 |
|
1 |
|
4 |
|
49 |
10 |
59 |
|
5 |
|
5 |
2 |
7 |
Total |
|
49 |
421 |
188 |
658 |
Приведем оценки идеологии лицами различных политических убеждений
VIII8A * IV3
Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
|
ком |
|
4 |
43 |
9 |
56 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
соц-дем |
|
9 |
141 |
73 |
223 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
либер |
|
18 |
37 |
24 |
79 |
|
|
|
|
|
|
национ |
|
2 |
13 |
12 |
27 |
|
|
|
|
|
|
монарх |
|
2 |
23 |
4 |
29 |
|
|
|
|
|
|
евразий |
|
|
15 |
3 |
|
|
|
|
|
|
Отрицательно оценили современное состояние идеологии как левые, так и правые:
VIII9
* IV3 Crosstabulation
Count
|
|
IV3 |
|
|
Total |
|
|
1 |
2 |
3 |
|
VIII9 |
-3 |
1 |
4 |
|
5 |
|
-2 |
4 |
51 |
8 |
63 |
|
-1 |
2 |
19 |
17 |
38 |
|
0 |
25 |
189 |
67 |
281 |
|
1 |
3 |
17 |
22 |
42 |
|
2 |
2 |
19 |
13 |
34 |
|
3 |
3 |
1 |
2 |
6 |
|
99 |
|
18 |
21 |
39 |
Total |
|
40 |
318 |
150 |
508 |
Способствует ли наличие идеологических убеждений у родителей нормальному воспитанию ребенка?
|
Абс. % ответов |
Да |
46 |
Не всегда, это зависит от: |
|
терпимости родителей |
19 |
приемлемости их взглядов для большинства населения |
16 |
радикализма родителей |
10 |
других факторов |
7 |
Нет |
11 |
|
|
1 |
2 |
|
IV7A |
1 |
121 |
185 |
306 |
|
|
|
|
IV7C |
1 |
47 |
26 |
73 |
|
|
|
|
С какого возраста от ребенка можно требовать толерантности (терпимости)?
с таких лет: |
валидный % (из 72 абс%) |
до 2 |
12 |
3 |
23 |
4 - 9 |
29 |
10 |
12 |
11-16 |
16 |
>16 |
9 |
|
|
никогда (абс.%) |
20% |
Наблюдаете ли Вы стремление детей к идеологии?
|
Абс. % ответов |
Не замечал |
64 |
Наблюдаю |
31 |
Если наблюдаете, то в какой форме?
(могло быть дано несколько ответов)
|
Абс. % ответов |
||
|
индивидуальное стремление, не оформленное организационно |
14 |
|
|
В детских организациях, создаваемых «сверху» при участии официальных структур |
4 |
|
|
В организациях, создаваемых взрослыми «волонтерами» |
2 |
|
|
В стихийных детских организациях, создаваемых самими детьми |
7 |
|
|
Во взаимодействии детей со взрослыми организациями, не вписывающимися в рамки закона (преступность, экстремизм) |
6 |
|
Всего ответили 33% респондентов.
Если с существующей идеологией дела обстоят плохо, то поищем ей замену. Может быть марксистскую и буржуазную идеологию заменить на религию?
Как вы относитесь к религиозному воспитанию?
Абс. % ответов |
(+) |
з.о. |
(-) |
в религиозных
школах |
63 |
8 |
10 |
в семье |
51 |
18 |
15 |
в государственных
учебных заведениях |
20 |
11 |
42 |